Каталог товаров
Новости

Осуществлять реабилитацию инвалидов возможно в домашних условиях!


Число людей с ограниченными возможностями среди россиян превышает отметку в 12 миллионов. Немалая доля среди них приходится на детей-инвалидов. Большей части общества сложно представить, с какими проблемами приходится сталкиваться семьям, в которых живут дети с инвалидностью. В отличие от равнодушного большинства посторонних, родители не вправе сдаваться, у них нет другого выхода, кроме как продолжать борьбу. Вполне возможно, что активное взаимодействие и всесторонняя помощь для собственного ребёнка в будущем поможет созданию полноценной программы реабилитации для инвалидов.

Подобный случай произошёл в пакистанской провинции Пешавар, где инициативные жители сформировали игровую группу из восьми детей с отставанием в развитии. Поначалу занятия вели три воспитателя, которые и были основателями своеобразной школы. В 1978 году их штат пополнили два педагога-дефектолога. В течение последующих семи лет группа была преобразована в обучающе-реабилитационный общественный центр с ежедневным посещением, общее число воспитанников которого насчитывало порядка 110 человек, 70 из которых - с отставанием в физическом развитии, остальные - с умственной или смешанной формой инвалидности.

Для обучения штатных сотрудников центра были приглашены квалифицированные специалисты в области дефектологии, физиотерапевтических процедур, производства и эксплуатации ортопедических аппаратов и приспособлений, а также создания и планирования семьи.

Важный аспект, который сыграл роль в развитии организации, - разработка и практическая реализация общественных реабилитационных программ. Территория вокруг Пешавара в 80-е годы XX века не могла похвастаться высоким уровнем медицинского оснащения для основных групп населения. Соответственно, инвалидам и их сложностями уделялось минимум внимания. На тот момент проект уже располагал некоторыми ресурсами, поэтому было решено восполнить пробел, начав с детей-инвалидов из городской черты. В качестве активистов выступали студенты, которые на добровольных началах разыскивали и родителей, и близких родственников детей у которых были проблемы в развитии.

В каждом из городов провинции были организованы собрания, итогом которых становилось создание городской ячейки ассоциации. Из числа участников собраний отбирали молодых активистов которых направляли на обучение в Пешаварский центр. Параллельно, организационные задачи ассоциации состояли в поиске необходимых средств и здания для реабилитационного учреждения. Несмотря на то, что проект пользуется финансовой поддержкой из международных фондов, региональные отделения существуют в основном за счёт локальных источников, а также помощи государства.

В задачу окружных центров входит ежедневное обучение воспитанников по специализированной программе, физиотерапевтические процедуры и просвещение. Родственникам и близким детей-инвалидов подробно рассказывают о рекомендациях по уходу и общению, предоставляют методическую литературу по реабилитации в домашних условиях. Вплотную проблемами домашней реабилитации занялись в 1984 году, когда в радиоэфире стали регулярно транслироваться короткие передачи, посвящённые этой проблеме. Дополнительное направление - поиск и универсализация кустарных производств, с помощью которых люди с ограниченными возможностями могли бы приносить пользу своим семьям и обществу, подготовка обучающих инструкций и рекомендаций для получения соответствующих навыков.

Программа Пешаварского центра достигла реальных успехов за счёт общественного движения и активного участия родителей, родственников и неравнодушных людей с активной жизненной позицией. Результатом стала масштабная организация, деятельность которой охватила северо-западную часть Пакистана. Среди множества достижений стоит отметить опыт региональных отделений по созданию доступной среды обитания, которая соответствует потребностям детей с ограниченным развитием.

Прямое копирование опыта пакистанцев - не панацея, поскольку в России необходимо учитывать иные особенности климата, местоположения и менталитета. И данный пример показывает, что реабилитация в домашних условиях возможна и необходима. Для этого каждая семья, которая столкнулась с подобной проблемой, должна найти индивидуальный подход к ребёнку, чтобы не дать ему закрыться и помочь ощутить все возможности полноценной жизни.


Посмотреть на сайте: